ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО.

автор: Александр Подушкин
Святитель Митрофан Воронежский

Митрофановская церковь была построена в 1856 году[1]. Ревизские сказки (учет крепостных крестьян) хутора Млодатского Панина и хутора Петрин 1850 года, а так же Ревизские сказки (после возведения храма в 1856 году) по селу Панинскому 1858 года были записаны Александрой Ильиничной Карамзиной.(см. "Историю основания села") Это свидетельствует о том, что именно Карамзины владели этими населенными пунктами, значит на их средства был возведен храм.


Храм еп. Митрофана Воронежского с. Панино 1-е

В 1890 году в церкви служили священник Алексей Пыхтин, дьякон Евдоким Зубков, псаломщики Матвей Иванов, Василий Петров. [2]

23 ноября 1893 года в священники был рукоположен Нестеров Стефан Алексеевич 1871 г.р..[3] Его отец, Нестеров Алексей Васильевич 1845 г.р., окончил Рыльское духовное училище, работал пономарем, дьячком в церквях Суджанского уезда, псаломщиком в городе Мариполье[4], учителем церковно - приходской школы при Архангельской церкви.[5] В семье у Стефана Алексеевича были его родные братья – Евгений 1879 г.р., работавший псаломщиком и Михаил 1883 г.р., окончивший Обоянское духовное училище.[5] Жену Стефана Алексеевича звали Екатерина Лукинична. Их дети: дочери Мария 1899 г.р. , Екатерина 1907 г.р., сын Иосиф 1913 г.р. .


Храм еп. Митрофана Воронежского с. Панино 1-е

В 1898 году в Митрофановской церкви значилось прихожан – мужского пола 1358, женского 1378 человек. В этот период времени в приходе действовала одноклассная школа. К 1908-му земская и церковно-приходская школы.[11] 2 июля 1910 году была произведена оценка строений, принадлежавших Митрофановской церкви села Панинского (согласно документу)[1]. При осмотре строений оказалось, что церкви принадлежали следующие строения: 1- Церковь во имя святителя Митрофана 1-го Воронежского Епископа, каменная, окрашена масляной краской, покрыта железом. Крыша окрашена зеленой краской. Построена в 1856 году, сохранилась весьма хорошо. Длина церкви 45 аршин, ширина 14 аршин [6], вышина до верха купола 25 аршин. В ней 4 двери и 13 окон. При ней три крыльца в длину 8 аршин, в ширину 6 аршин. В церкви иконостас длиною 12 аршин, общая высота 4 ½ аршина, а в средине 7 аршин. Церковь и иконостас оценены в 18 тысяч рублей. 2- Церковная сторожка – дом деревянный, крытый соломой под глину. При нем два крыльца 21 аршин, ширина 9 аршин, высота 3 ½ аршин. В нем две печи, одиннадцать окон, пять дверей. Оценена в 1000 тысячу рублей. 3- Церковный дом для священника – деревянный, на кирпичном цоколе, крытый железом. Длина дома 23 аршина, ширина 9 аршин, в нем 12 окон, 7 дверей, при нем стены обшитые тесом [7], покрыты железом. Длина 3 ½ аршины, ширина 3 аршины, вышина 3 аршины, одна дверь. 4- во дворе ворота тесовые и забор в 9 аршин. Сараи плетневые [8], покрытые соломою. Длина одного сарая 33 аршина, ширина 8 аршин. Длина 2-го сарая 28 аршин, ширина 8 аршин. Погреб обставленный деревом. Дом с постройками оценивается в три с половиной тысячи рублей. От крестьянских построек дом находится на расстоянии 10 саженей [6]. 5- Церковный амбар деревянный крытый железом. Длина амбара 9 аршин, ширина 8 аршин, высота 3 аршина с четвертиной. Оценивается в двести рублей.

Оценку производили: Благочинный 3-го округа Курского уезда протоирей Андрей Егоров. Священник Стефан Нестеров. Дьякон Иван Кузнецов. Псаломщик Петр Сергеев. Церковный староста, крестьянин Пимен Васильев Мозалев, а за него неграмотного расписался прихожанин Георгий Иванов Гайдуков.

3 декабря 1911 года. Оценка новостроенного здания церковно-приходской школы в связи с церковною сторожкою. Здание деревянное на каменном цоколе, крытое железом. В длину здание имеет 20 аршин. В ширину четырнадцать аршин и в ширину четыре с половиной аршина. Внутри перегородками разделяются на пять комнат с прихожей включительно. Нагреваются печи одной варистой [9] и двумя голландскими[10] печами. В здании четыре больших окна, выходящих на южную сторону и шесть окон, кроме указанных, выходящих с другой стороны. Вышина первых четырех окон 2 аршина с ¼ и ширина 2 аршина и 12 вершков [6]. Здание имеет двойной потолок. Полы во всем здании дощатые. В здании шесть дверей, в нем два отдельных входа - один в сторожку, другой в школу. Соответственно ходом при здании двое дощатых сеней одинаковых по размеру, т.е. 4 аршина длины и 3 ширины. Снаружи и внутри вымазано глиной. Оценочная стоимость три тысячи рублей.


Храм еп. Митрофана Воронежского с. Панино 1-е

Оценку производили: Благочинный 3-го округа Курского уезда протоирей Андрей Егоров. Священник Стефан Нестеров. Дьякон Александр Авомарский. Псаломщик Петр Сергеев. Церковный староста, крестьянин Пимен Васильев Мозалев, а за неграмотного по его личной просьбе расписался Фрол Петров Хохлов.

По сведениям о действующих молитвенных учреждениях на 1-е июня 1937 года Митрофановская церковь Панинского с/с работала. Служителей культа значилось 2 человека, зарегистрированных членов общины – 260 человек. Решением Курского областного Совета депутатов трудящихся 4 июля 1940 года, Митрофановская церковь села Панино была передана исполкому райсовета для использования на местные нужды района. Вновь открытие церкви произошло 7-го апреля 1942 года. В приход входили населенные пункты Панинского с/с – Петропвловка, Николаевка, Амосовка, Поярково, Васильевка, Шатовка. Общим собранием колхоза «Большевик» Панинского с/с , Медвенского района 22 апреля 1949 года вынесло решение об изъятии у верующих села Панино ранее переданного им здания церкви. На основании этого решения правление колхоза закрыло церковь на замок, предложив общине добровольно освободить здание. Исполкомом Курского областного Совета депутатов трудящихся 29 марта 1951 года просил Совет Министров СССР по делам Русской Православной церкви дать свое согласие на изъятие церковного здания у религиозной общины.[11]

В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 года в Курской епархии Русской Православной церкви Московского патриархата в селе Панино Медвенского района Курской области зарегистрирован Митрофановский храм. Весной 1991 года священник Ростислав Голик возобновил богослужения в храме. С 1996 по 2004 гг. богослужения проводил иерей Александр Ермаков. С 2004 по 2011 гг. - иерей Александр Колесниченко. С декабря 2011 года и по настоящее время настоятелем Митрофановского храма является иерей Иоанн Твердохлеб. В августе 2012 года начались ремонтно-восстановительные работы. Храм был оштукатурен и выкрашен в желтый и белый цвета. Купола покрашены в голубой (небесный) цвет. В 1998 году Церковь в честь святителя Митрофана епископа Воронежского поставлена на учет как памятник культуры и числится под номером № 556. Находится под охраной государства.


Митрофановская церковь в Панино

Митрофановская церковь в Панино

Примечание:

[1]- Страховое свидетельство РГИА Ф -799 опись – 33 дело 708 лист 31.

[2]- Справочная тетрадь о церквах Курской Епархии и составъ их причтов 1890 года.

[3]- Cправочный листок священника Нестерова Стефана Алексеевича .

[4]- Сегодня это село, Краснопольского района Сумской области Украины.

[5]- Cправочный листок священника Нестерова Алексея Васильевича.

[6]- Старорусские единицы измерения: сажень – 213, 36 м., аршин – 71, 12 см., вершок – 4, 45 см..

[7]- Тесовые – Тес, тонкие доски из древесины различных пород получаются из продольной распиловки бревна.

[8]- Плетневые – Плетень, плетневая изгородь из прутьев, ветвей. Делается вертикально и горизонтально.

[9]- Варистая печь, так называли русскую печь в отличие от других систем очагов в Новороссии(юг Украины) и на Кубани, где русская печь стала известна только с конца XVIII века.

[10]- Голландская печь, голландка — кирпичная печь для отопления помещений. Появилась в России в первой половине XVIII века. В крестьянских избах её начали устанавливать с середины XIX-го века. Была широко распространена до XX века.

[11]- Из истории храмов Курской епархии. Обоянский и Суджанский районы. Текст / Под ред. В.Л. Богданова. М.М. Литвиновой. - Курск. 2008. — с. 172.


Дополнительные сведения о закрытии Митрофановской церкви в период 1922-1951 гг.

В июне 1922 года дьякон Казанской церкви села Вышняго Гурова Щигровского уезда, Яков Гринев "ввиду безвыходного и критического моего и семейного положения" подал прошение Его Высокопреосвященству Митрополиту Курскому и Обоянскому Назарию, о переводе его в лучший Приход.

" … Прошу покорнейше Вас Владыко разрешить выставить мою кандидатуру на праздное место к церкви села Панинского Курского уезда. А так же сие возможно будет с вашей стороны сделать особое предписание на имя местного священника, дабы он мог в пользу мою повлиять на церковный Совет и прихожан к скорейшему избранию меня дьяконом к вышеуказанной церкви ."

В том же году по Резолюции Митрополита Назария, Яков Гринев был перемещен к Митрофановской церкви села Панинского согласно прошению. [1]

На основании "Страховой оценки" от 2-го июля 1910 года Митрофановской церкви села Панинского, Благочинного 3-го округа Курского уезда Протоиерея Андрея Егорова, прошения дьякона Гринева и Резолюции № 422 от 22 июня 1922 года Митрополита Назария, можно предположить, что в 20-е годы церковь в честь святителя Митрофана Епископа Воронежского, в селе Панинском находилась в хорошем техническом состоянии, беспрепятственно исправлялись религиозные богослужения, функционировал церковный Совет и имелся Приход с большим количеством прихожан. В церкви служили священник Дьяконов Михаил Семенович и дьякон Яков Гринев. Церковным старостой с 1920-го года состоял Илющенко Андрей Илларионович.

В соответствии с законами того времени (см. комм. автора) все общественные учреждения принадлежали государству. В 1929 году были образованы Районные финансовые отделы (см. прим.), на балансе которого находилась Митрофановская церковь. В 1934 году финансовым отделом Медвенского района, здание церкви было продано колхозу "Большевик" за 15 000 рублей. Полученные средства были потрачены на постройку сельского клуба и двух домов общего назначения на территории колхоза "Большевик". В свою очередь колхоз сделал в здании церкви капитальный ремонт, переоборудовав ее под колхозную кладовую и зерносушилку.

3 ноября 1941 село Панино было оккупировано немецко-фашистским захватчиками. 7 ноября того же года колхозная кладовая была передана священнику в которой снова была открыта церковь. После освобождение района церковь продолжала функционировать.

21 августа 1946 года, православные из числа состоявших в общине верующих Митрофановской церкви, члены Церковного Совета: Св. Дьяконов Михаил Семенович 1891 г.р., Илющенко Андрей Илларионович 1868 г.р., Жуков Георгий Иустинович 1892 г.р., заключили договор с Исполнительным Комитетом Медвенского райсовета депутатов трудящихся, на основании которого приняли в бессрочное бесплатное пользование находящуюся в селе Панино одноэтажную каменную церковь. [2]

"В связи с тем, что к-з "Большевик" заплатил в 1934 году за бывшую церковь 15 000 рублей и после того, до последнего дня прихода немецких оккупантов 3 ноября 1941 года, она считалась по балансу колхозной и использовалась под кладовую. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 19 сентября 1946 года о мерах ликвидации нарушений Устава сельхозартели, 20 апреля 1949 года общее колхозное собрание сельхоз артели "Большевик" постановило:

1 - Предложить священнику Дьяконову в 5 дневный срок, т.е. к 25 апреля 1949 года освободить колхозную кладовую.

2 - Поручить правлению колхоза предъявить священнику Дьяконову счет за амортизацию колхозной кладовой за последние 3 года и первый квартал 1949 года, арендную плату по ставкам колхоза 1 р.10 коп. за кв.м. всего в сумме 22 тыс. 493 руб. В случае не уплаты к 1-му Мая указанной суммы передать дело на священника Дьяконова в Народный Суд 2-го участка.

(из выписки протокола общего колхозного собрания)

В качестве подтверждения передачи в 1934 году колхозу здания церкви были взяты объяснительные записки с работавших до войны: заведующего Медвенского Райфо Лохматова Михаила Ионовича, председателя исполкома Панинского с/с Сотникова Романа Никитовича, работавшего с 1930-года счетовода к-за "День Урожая" Панинского с/с Прохорова Ф.Х., шофера к-за "Большевик" Подушкина Ильи Игнатьевича, рядовых колхозников к-за "Большевик" Киряева Федора Павловича, Афонасова Петра Никифоровича, Илющенко Федора Тимофеевича.

Летом 1950 года (точная дата в док. не указана) Община верующих обратилась к Уполномоченному по делам церкви при Совете Министров СССР Карпову Г.Г. с заявлением:

" Просим вас рассмотреть наше дело и дать надлежащее распоряжение по поводу отобрания здания храма колхозом "Большевик" Панинского с/с, Медвенского района. Не смотря на имеющийся договор заключенный между общиной верующих и Уполномоченным Медвенского райсовета т. Носовым о предоставлении здания храма общине верующих в бесплатное и бессрочное пользование и о недопущении к занятию храма кем бы то ни было. Здание было отобрано следующим образом: 21 апреля 1949 года председателем Панинского с/с т. Подушкиным было предложено священнику освободить здание храма к 25-му апреля, ввиду того, что это здание куплено колхозом в 1934 году за 15 000 рублей и есть постановление общего собрания колхозников вернуть здание колхозу. На это предложение священник не согласился впредь до выяснения этого вопроса с Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви. Не ожидая результата 1-го Мая здание храма было замкнуто колхозным замком и таким образом нас не допустили к исправлению богослужения. Об этом был поставлен в известность Уполномоченный по делам РПЦ в Курской области т. Золотухин, которым было предписано председателю к-за Подушкину, а также районному прокурору, открыть храм. Но этого не совершилось. Районный прокурор потребовал от священника письменное объяснение о закрытие храма и приложить к нему договор заключенный между Общиной и Медвенским райсоветом. Районная прокуратура направила дело в Курскую областную прокуратуру. 10 июня 1949 года Областная прокуратура дало распоряжение районному прокурору открыть храм. 11 июня районный прокурор предписывает председателю к-за храм открыть. Но когда председатель обратился в район - храм остался закрытым для общины верующих до мая 1950 года.

24 мая 1950 года здание храма было возвращено общине верующих, но 13 июня 1950 года, председателем сельсовета, председателем колхоза и секретарем парторганизации Киряевым И.А. было предложено Общине освободить здание церкви будто бы по настоянию Райкома партии Медвенского района, но когда мы стали просить подождать два дня, до выяснения этого вопроса у Уполномоченного по делам РПЦ, то секретарь Киряев стал настаивать чтобы мы немедленно освободили церковь, грубо выражаясь. И мы после такого обращения вынуждены были отдать ключи и таким образом зданием храма опять не пользуемся.

Просим вас защитить нашу Общину от подобных явлений. И если возможно предоставить здание храма нашей Общине." (Ниже подписи верующих ... .)

5-го октября 1950 года.
РАПОРТ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ НЕСТОРУ, ЕПИСКОПУ КУРСКОМУ И БЕЛГОРОДСКОМУ от Благочинного 2-го Курского округа Протоирея Николая Малыгина:

Ваше Преосвященство!

29 сентября сего года я был в селе Панино, Медвенского района, по обследованию Прихода. Здесь имеется храм в честь Епископа Воронежского, который 1-го мая 1949 года без всякого предупреждения религиозной Общине был сначала замкнут колхозным замком, а затем употреблен колхозным Правлением для своих колхозных нужд.

Храм собою представляет кирпичное здание, довольно сохранившееся. Крыша над трапезной и на колокольне покрыта железом, а восьмерика и алтаря крыша - зацементирована. Окна в храме внизу все застеклены, но в восьмерике окна забиты частично железом и занавешены. Внутри храма в силу того, что здание было раскрыто, штукатурка в трапезной на сводах частично осыпалась, а остальную отбили - угрожала обвалом. В восьмерике на сводах половина штукатурки упала, остальную нужно отбить. На стенах храма штукатурка вполне сохранилась. Настоятель храма и церковный Совет дали обязательство сделать ремонт внутри храма, оштукатурить и побелить в течении 2-х лет.

В начале 1949 года члены церковного Совета собирались заняться ремонтом, но храм был без предупреждения Общины верующих, без санкции Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, без ведома Епархиального Управления, был замкнут колхозным замком. Положение церковной Общины в настоящее время неопределенное. Представители Общины ездили в Москву к т. Карпову, который обещал их дело разрешить, при всем прилагаю копию их заявления на имя Карпова, где подробно изложено их дело о самовольном захвате здания храма колхозом и сельсоветом.

Ближайшие церкви от храма села Панино расположены: в Любицком - 15 км., в Медвенке - 17 км., Букреево - 20 км. и в Курске - 25 км.

Община верующих мощная, что отчасти подтверждается доходом храма, выразившимся за 1948 год в сумме 26.980 рублей, тогда как большинство церквей моего благочиния не превышает по доходности сумму 18 -19 тысяч рублей.

В 1949 году, осенью в храме помещалось зерно, месяца два и то в малом количестве. В нынешнем 1950 году в храм ссыпали только семенной фонд зерна. Семена эти уже высеяны и сейчас в храме помещается только отход зерна в количестве 15 -20 центнеров.

В частном разговоре с колхозниками председатель к-за т. Подушкин говорил, что храм колхозу не нужен и без него колхоз может обойтись и что храм обуза для колхоза, в нем нужно делать ремонт и платить за аренду здания.

Община верующих не оставляла здание храма без внимания в 1946 году ими сделан ремонт на 28 тысяч рублей, а именно, для сохранения сводов от дальнейшего разрушения, восьмерик и алтарь /крыши/ зацементированы и в колокольне сделан пол цементированный. И после 1949 года готовились продолжать ремонт, но храм отобрали.

В 1943-45 годах ремонт не производился, потому-что Причта и Церковный Совет все внимание уделяли военному фронту.Только по сохранившимся частично распискам и актам - Церковная община помогла Государству; Взносы и пожертвования на патриотические цели - 39.528 рублей ; Подпись на заем - 21.000 рублей ; Подпись на лотерею 7000 рублей. Всего 67.528 рублей.

Пожертвовано яиц на военные госпитали - 1650 штук.

Укорить церковный Совет в бездеятельности в отношении храма - нельзя.

Внутри храма, по своду есть трещина, но она образовалась еще при постройке храма. Половина храма осела и здание дало трещину. Почему по окончанию постройки храма, эту трещину проверили, заклеили ее бумагой и целых 2 года не служили в ней. И только после такой проверки, когда убедились, что трещина не увеличивается разрешили совершать в храме богослужения.

Ваше Преосвященство! Община верующих в селе Панино имеет договор на пользование зданием храма. Договор этот не расторгнут и то, что колхоз и с/совет, по своему решению или решению общего собрания колхоза заняли храм - явление незаконное. О чем имею честь доложить до Вашего Преосвященства сведения.

РЕШЕНИЕ Исполкома Медвенского Районного Совета депутатов от 10 марта 1951 года.

" ... Исполком Райсовета депутатов трудящихся отмечает, что здание церкви в 1934 году было куплено колхозом "Большевик" Панинского с/совета и использовалось несколько лет колхозом, что подтверждается гражданами села Панино и другими товарищами, работающими в тот период времени в Панинском сельсовете.

В период временной немецкой оккупации здание церкви было занято общиной верующих, общее колхозное собрание решением от 20 апреля 1949 года постановило возвратить бывшее здание церкви колхозу, как незаконно захваченное, в период немецкой оккупации общиной верующих.

На основании вышеизложенного, Исполком Райсовета депутатов трудящихся решил:

1 - Возвратить бывшее здание церкви колхозу "Большевик" Панинского сельсовета, как имущество принадлежащее колхозу и незаконно захваченной общиной верующих в период немецкой оккупации.

2 - Просить Исполком Облсовета депутатов трудящихся утвердить данное решение.

Председатель Исполкома Райсовета Депутатов трудящихся. /Селиванов/ Секретарь /Фомин/

29 марта 1951 года Совет Министров СССР по делам Русской Православной Церкви дал свое согласие на изъятие церковного здания у религиозной общины. [2]

Источник информации:

1) ГАКО Р-750 оп. 2л дело 509

2) ГАКО Фонд Р-5027 оп.4 дело 50 Регистрационные документы Митрофановской церкви с. Панино Медвенского района (начато 16 июля 1944 г., окончено 16 июля 1951 год.) На 52 листах.

Примечание: РАЙФО - Организованы в 1929г. на основании постановления ВЦИК от 6 апреля 1928г. Осуществляют финансирование и контроль за деятельностью учреждений, состоящих на государственном и местном бюджете.

Вид на село Панинское и Митрофановскую церковь

Комментарий автора:

- Дореволюционные законы издавались в пользу помещиков-крепостников, духовенства и других привилегированных сословий в угоду царской власти и нет ничего удивительного в том, что при народной власти в приоритете были рабочие и крестьяне.

- Раскол в обществе сначала пытались внести фашисты в 40-е годы, первым делом открывавшие богослужения в церквях на оккупированных территориях, чтобы расположить к себе мирное население. Потом демократы в 90-е, обвинив Советское государство в различного рода притеснениях священнослужителей и верующий, с целью разъединить и обозлить наш народ. Фашисты такими методами преследовали свои оккупационные цели, а либеральные деятели действовавшие в интересах других стран имели намерения расчленения и продажи страны.

В обоих случаях свою ставку делали на Церковь.

- Довоенные архивные и административные документы перед угрозой оккупации уничтожались, чтобы не попали к врагу, поэтому в качестве доказательства по делу о закрытии церкви прилагались объяснительные записки колхозников с/артели "Большевик".

- Так как решение о закрытие церкви было вынесено на общем собрании колхозников, то не стоит осуждать Советскую власть, ваших отцов и дедов, которые большинством приняли такое решение. Наши предки принимали правильные решения в ответ на все трудности того времени и осуждать их, пользуясь благами ими созданными, как минимум не по христиански. Нужно уважать их выбор.

- Как видно из дела № 19 "Регистрационные документы Митрофановской церкви села Панино Медвенского района" в структуре государственных органов Советской власти, права РПЦ были защищены. Все спорные вопросы решались в рамках правового поля. Нет сведений о насильственном захвате церкви и притеснении священника и верующих. Все действия по закрытию Митрофановской церкви были подвергнуты строгой юридической процедуре и были осуществлены в соответствии с действующим на то время законодательством.


Ваш комментарий:



Курский некрополь
Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
11.05.2021 г.

Дата обновления:
21.02.2023 г.

КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ:
МЕДВЕНКА
ЦЕРКВИ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА

Церковь в честь Святителя Митрофана епископа Воронежского

Богородицко - Никитская церквь села Паники

Покровская Церковь. Село 1-е Любицкое.

Михаило-Архангельская Церковь. с. Гостомль.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову