ОН ИГРАЛ СЕБЯ (актер Николай РЫБАКОВ) |
автор: И.ТАТАРСКАЯ
ВЫДАЮЩИЙСЯ актер Николай Рыбаков всю свою жизнь провел на провинциальной сцене и снискал уважение и любовь драматургов, критиков, зрителей. В пьесе Островского "Лес" актер Несчастливцев рассказывает своему спутнику и товарищу Счастливцеву: "В последний раз в Лебедяни играл я Велизария, сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел". Так великий русский драматург обессмертил имя легендарного провинциального трагика. Именно для Рыбакова (и в известной степени с него) Островский написал Несчастливцева, и актер был непревзойденным исполнителем этой и других ролей в пьесах Островского. Родился Николай Рыбаков 7 (19) мая 1811 года. Отец - управляющий имениями курского помещика Вельяминова - умер, когда сыну было три года. Мать открыла в Курске белошвейную мастерскую, приносившую скромные доходы. Впечатлительный мальчик мог наблюдать самых разных заказчиков. Это пригодилось впоследствии, когда стал лицедеем. На всю жизнь запомнил первое посещение театра, хотя в тот день шла наивная старинная мелодрама. Это стало поворотом в жизни мальчика - он "заболел" сценой. Четырнадцати лет закончив четырехклассную губернскую прогимназию, Николай устроился чиновником в местную казенную палату. Однако переписка деловых бумаг, угождение начальству и перспектива медленного продвижения по службе не удовлетворяла начинающего канцеляриста. Чтобы иметь возможность бесплатно посещать спектакли, Коля предложил содержателю театра Штейну услуги в качестве безвозмездного статиста. С пятнадцатилетнего возраста он бескорыстно выступал в эпизодических ролях. Когда в 1833 году от антрепризы Штейна "отпочковалась" группа артистов во главе с Людвигом Млотковским, Рыбаков предпочел остаться в родном городе во вновь образованной труппе. Его партнерами в течение долгого времени были выдающаяся провинциальная актриса Любовь Млотковская и Карп Солёник, поражавшие современников сценической простотой и искренностью... Вскоре Николая замечает критика: "Игра его всегда обдуманна, - пишет в 1840 году рецензент журнала "Пантеон", - мимика соответствует словам, с которыми соглашено выражение лица, нет утрированных жестов и восклицаний. В патетических местах он невольно увлекает и заставляет зрителя забыться. Его благородный, мужественный вид, воодушевленность, голос, полный страсти и чувства, действуют на душу и нередко исторгают слезы. От него много можно ожидать в будущем". С 1841 года Рыбаков становится актером-гастролером, актером- "бродягой", неся вдохновение "средним" городам и даже ярмаркам - Роменской, Коренной, Кременчугской. В своих скитаниях Николай Хрисанфович не забывал и "малую родину", выступая в Курске. К тому времени он завоевывает любовь публики, становится ее кумиром, воплощая те, персонажи, которые в Москве играл Мочалов, а в Санкт-Петербурге - сам Каратыгин (Ляпунов, Кин, денщик Петра Великого, Лир, Отедло, Шейлок). О Рыбакове-Гамлете свидетельствует мемуарист: "Зрители забывали, что они в театре, и переживали с ним вместе, весь ужас человеческих страстей. Театр, переполненный сверху донизу, как говорится, яблоку негде было упасть, замер в сосредоточенной, напряженной тишине, изредка нарушаемой чьим-нибудь подавленным вздохом. И Рыбаков, как маг, как волшебник, завораживал толпу своей игрой, может быть, и сам того не сознавая. Такова сила таланта". Гамлет, знаменитейшая из ролей трагика, десятилетиями владел вниманием провинции не потому, что актер "своими криками и отчаянной жестикуляцией умел наводить небывалый ужас на зрителей, падал и умирал очень эффектно, и, наконец, дрался (с Лаэртом), как истинный гладиатор", а более всего благодаря покорявшей зрителя правде переживания. Один из молодых партнеров Рыбакова вспоминал позже о встрече с Николаем Хрисанфовичем в начале 60-х годов: "Играл он при мне уже лет пятидесяти Гамлета, весь театр заплакал. Да, действительно, весь театр плакал, и я, играя с ним Розенкранца, тоже плакал". Талант актера расцвел в пьесах Островского, где Николай Хрисанфович с большим успехом появлялся в ролях почти исключительно купцов-самодуров, только в "Лесе" был трагиком Несчастливцевым. Согласно сохранившемуся преданию, когда на бенефисе Рыбаков дошел до слов: "Сам Николай Хрисанфыч..." и сделал паузу, собираясь, как обычно, заменить свое имя именем Корнелия Полтавцева, тоже провинциального актера, раздался голос Островского: "Играй по тексту". Вообще персонажи Островского - вершина творческой зрелости артиста, дружески близкого с драматургом, разделявшего его взгляды на театр. В некоторых пьесах Рыбаков играл по нескольку ролей. Так в "Гамлете" - не только заглавную, но и Тень отца Гамлета, Гильденстерна и Клавдия, в "Ревизоре" - Хлестакова, Ляпкина-Тяпкина и Землянику, в "Горе от ума" - Чацкого и Репетилова. Выступал он и в пушкинских произведениях: Алеко в "Цыганах", Мельник в "Русалке", Вырин в "Станционном смотрителе". "Как человек это был такой добряк, такой незлобивый, что в жизни таких поискать! Он старался поддержать каждого словом, несчастье и горе каждого встречали в нем теплое участие, нередко он отдавал последнее нуждающимся, оставаясь без всяких средств, и только талант спасал и выручал его от крайностей и бедствий!" - вспоминал актер Давыдов. Воздавая должное таланту Николая Хрисанфовича, нельзя не упомянуть рядом с ним верную подругу и спутницу жизни - с начала 40-х годов и до самой смерти - жену Паулину Герасимовну. Дочь известного украинского антрепренера Карла Зелинского, сама незаурядная актриса, она имела успех, о ней отзывались как об одной из звезд первой величины в русской театральной провинции. У Рыбаковых были два сына и две дочери. Константин и Ольга пошли по стопам отца. Ольга с успехом выступала с отцом в Курске, Сумах и других городах, однако рано умерла от чахотки, не успев в полной мере раскрыть свой талант, а Константин стал выдающимся актером Малого театра. Умер Николай Хрисанфович 15(27) ноября 1876 года в Тамбове, где и похоронен. Деревня, о поездке в которую мечтал до последних своих дней Николай Хрисанфович, - Пересечное, под Харьковом, переименована в Рыбакове. К сожалению, в нашем городе имя знаменитого трагика не увековечено никак. Опубликовано: "ГИ" от 12 апреля 2003 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 21.07.2013 г. |
|