БЕССМЕРТИЕ ЛЮБВИ |
автор: И. ТАТАРСКАЯК 200-летию со дня рождения Ф.И. ТютчеваВсем вам, дорогие читатели, хорошо знакома пленительная музыка романса Леонида Малашкина "Я встретил вас". А знаете ли вы, что автором стихов является Фёдор Иванович Тютчев, выдающийся русский поэт, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в декабре этого года? Философ, политик, дипломат, европеец по складу мысли, "просто" светский человек, поразивший многих безоглядностью своих страстей, внутренней пугающей непохожестью и тревожной неуспокоенностью, прожил долгую жизнь(1803-1873). Всегда увлекающийся прекрасным полом, имевший у него почти сказочный успех, Фёдор Иванович был дважды женат на умницах, образованных красавицах Элеоноре Петерсон и Эрнестине Дёрнберг. Плодами необыкновенно горячей, страстной любви явились пятеро детей. И всё же самая сильная, последняя любовь Тютчева - Елена Денисьева -курская дворянка, представительница древнего, богатого рода Денисьевых, восходящего к концу XVII века (впоследствии семья обеднела из-за мотовства отца Елены). Матери она лишилась ещё в раннем детстве и жила у maman, как называла А. Д. Денисьеву, инспектрису Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. Елену хорошо знали и в семье поэта, поэтому не было ничего удивительного в том, что в августе 1850 года Тютчев вместе с нею и дочерью Анной совершил поездку в Валаамский монастырь. Взаимное влечение 47-летнего мужчины и 24-летней девушки росло незаметно для обоих, пока, наконец, не вызвало со стороны молодой особы "такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергетическую любовь, что она охватила всё её существо, и он остался навсегда её пленником ", - свидетельствовал хорошо их знавший родственник Георгиевский. "Это было новое, самоотверженное, бескорыстное, безграничное, бесконечное и безраздельное чувство, вспыхнувшее сразу, как будто что-то ударило в сердце. Счастье и нежность, близость и невозможность полного соединения"... У них был общий дом, общие дети -их дети - трое, носившие его фамилию, хотя юридически они считались незаконнорождёнными . Скрыть отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга, в котором Тютчев продолжал блистать остроумием и непринуждённой беседой, оказалось невозможным, и поэтому Елене Александровне быстро отказали в приёмах, от неё отрёкся родитель, тётка вынуждена была оставить Смольный. А между тем пассия поэта обладала всеми качествами для успеха в обществе - большим умом, юмором, природной весёлостью, приветливостью, эмоциональностью, отличной внешностью, множеством поклонников. Теперь же всё складывалась несчастливо. Под влиянием её странного положения начал портиться характер, появились вспыльчивость, обидчивость, религиозная экзальтация. Стечении этой "блаженно-роковой" любви, продолжавшейся почти полтора десятилетия, рассказывает знаменитый роман в стихах- "денисьевский" цикл, шедевр русской любовной лирики:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим.
Что сердцу нашему милей.
Небезынтересно отметить, что Елена Александровна ни в грош не ставила творчество возлюбленного, ценила лишь строки, где он объяснялся ей в своем чувстве. Она скончалась в возрасте 38 лет 4 августа 1864 года на руках у возлюбленного. Трудно даже представить, что творил ось в его душе. Эта смерть, по меткому выражению поэта, "сломала пружину его жизни ", убила в нём даже желание существовать, и последние 9 лет он находился под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния за загубленную судьбу той, которую он обожал. Двусмысленность положения матери отразилась потом и на судьбе ее детей. Леля Тютчева воспитывалась в одном из известных петербургских пансионов, где пребывали отпрыски многих высокопоставленных родителей. Вскоре после смерти Елены Александровны к её 13-летней дочери обратилась родительница одной из её сверстниц, спросив, как поживает мама, подразумевая под ней Эрнестину Фёдоровну (вторую жену Фёдора Ивановича, с которой он никогда не порывал). После разъяснившегося недоразумения девочка убежала из пансиона, заявив, что больше там учиться не будет. От нервного потрясения она заболела и сошла в могилу от скоротечной чахотки 2 мая 1865 года, в 14 лет. В тот же день умер её годовалый брат Николай. Через четыре года после кончины любимой Тютчев приезжал в наш город. 65-летний поэт остановился в доме отца Денисьевой (теперь в нём расположен кожно-венерологический диспансер). К усадьбе прилегал парк с тенистыми аллеями, спускавшийся к реке Кур. Сейчас на этом месте улица Кузнечная и территория городской больницы Ш. Город детства Елены Александровны очень понравился Фёдору Ивановичу, о чём свидетельствует письмо, написанное из Курска: "Итак, вот ещё одно из тех мест, которое - не будь оно в России -давно бы уже служило предметом паломничества для туристов. Во-первых, расположение его великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции, как бы смешно ни показалось подобное утверждение. А затем совершенно особенное впечатление произвела на меня вчерашняя прогулка по возвышенностям. У подножия этих возвышенностей, на которых расположен город, представь себе реку, искрящуюся на солнце и усеянную сотнями купающихся. Можно было вообразить себя перенесённым ко временам мифологическим! Действительно, вся местная молодёжь, юноши и девушки, наподобие нескольких стай уток и гусей, резвилась тут столь непринуждённо, как эти водяные птицы... Вечером до позднего часа раздавалась музыка в общественном саду, совсем ещё недавно разведенном, но чудесно расположенном. Одним словом, я унесу из Курска самое благоприятное впечатление" . Воспоминания о Курске, видимо, сказались в стихотворении "В небе тают облака" (август 1868). Во всяком случае, в его строчках выражено ощущение вечности природы, связанное с видом "искрящейся реки" (скорее всего, Кура):
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Как поэтичны и музыкальны эти строки! А ведь в музыке стихи Тютчева занимают видное место: его поэзия и сейчас привлекает композиторов яркой образностью, поэтичностью языка, богатством ритмики той неповторимой, характерной "тютчевской" лирикой, где тончайшие нюансы и переменчивость чувств как бы сами просят, требуют продолжения и завершения их в музыке. И не случайно к тютчевским строкам обращались Николай Метнер, Петр Чайковский, Сергей Танеев, Цезарь Кюи, Сергей Рахманинов, Юрий Шапорин и другие. Особенно мне нравятся "Весенние воды" Рахманинова:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят томный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд...
Как точно передал Сергей Васильевич в звуках настроение бури, грозы, полноводия! Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных чувств. К сожалению, Фёдору Ивановичу не удалось услышать замечательные романсы на свои стихи при жизни, так как композиторы обратились к творчеству поэта уже после его смерти. Поэзия, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов, всегда с нами. Бессмертие, любовь и память ей обеспечены. Опубликовано: Еженедельник "Курск" 17.12.2003 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 13.11.2013 г. |
|