И остался Фет в гипсе |
автор: Тамара АНТИПЕНКОИх было три брата - Василий, Федор и Леонтий. Отец их - Самойло Шеншин, выходец из Швеции, прибыл во Псков, по последним исследованиям, в XIV веке. Он и считается родоначальником шеншинской дворянской династии, к которой принадлежит замечательный русский поэт Афанасий Фет. Его родовая ветвь происходит от Леонтия Самойловича. Афанасий Афанасьевич - представитель ее одиннадцатого поколения. А от Федора Самойловича пошла ветвь, к которой принадлежит Вероника Шеншина -доктор филологии, профессор Финляндской академии наук, исследовательница творчества своего предка. Вероника Александровна принимала участие в недавно завершившихся в Курске XVIII Фетовских чтениях. С ней встретился наш корреспондент. - Я с детства знала, что являюсь хоть и дальней, но родственницей Фета, в нашей семье всегда почитали его. Но первые мои научные исследования были посвящены поэзии Александра Блока, которую я переводила на финский и шведский языки. - А русский язык вы где освоили? - Дома, в Финляндии. А к творчеству Афанасия Афанасьевича обратилась уже в США, где училась в докторантуре Иллинойского университета. Там защитила докторскую диссертацию по теме "Метафизический и поэтический мир А.А. Фета". У меня всегда был интерес к личности Фета, хотя его творчество не включалось в университетские программы. - Вероника Александровна, нынешний ваш приезд в Курск уже третий. Как вы "вышли" на Фетовские чтения? - Об этой конференции я узнала от знакомых, которые, в свою очередь, были знакомы с преподавателями Курского пединститута. Так впервые в 1992 году я приехала на Фетовские чтения с докладом, в котором лирика поэта рассматривалась мною с религиозно-философской точки зрения. Второй мой приезд в Курск состоялся в 1995 году - Какие у вас впечатления от Фетовских чтений? - За последние годы произошли большие изменения в научном подходе к творчеству Фета. Уже не говорят о нем как об атеисте, большее внимание уделяется Фету-прозаику, переводчику. Находятся новые тексты, первоисточники, документы, комментарии... - Вы, кажется, тоже открыли что-то ранее неизвестное... - В этот раз я привезла свою новую книгу, вернее, ее второе издание - "А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание". Она издана на русском языке в Москве, предназначена для русского читателя, студентов. Я исследую в ней метафизические истоки фетовской поэзии, эстетические принципы, лирические образы, концепцию вечности... - А что это за дармштадские документы, включенные в книгу? Им же, кстати, было посвящено и ваше выступление на конференции. - Эти документы изданы впервые и касаются биографии Фета. Как известно, мать Афанасия Афанасьевича, Шарлотта Фет, урожденная Беккер, была немкой из города Дармштадта, где на ней и женился отец будущего поэта Афанасий Неофитович Шеншин. Из документов выяснились важные факты, в том числе то, что все родственники Шарлотты были лютеранами. А Йоган Петер Фет, ее первый муж, был католиком. В России Шарлотта переходит из лютеранской веры в православную, и Шеншин венчается с ней в русской православной церкви. Но Афанасий Афанасьевич родился до их венчания, и Духовная консистория объявила его сыном Йогана Петера Фета. Так началась трагедия жизни поэта... По традиции после окончания конференции ее участники поехали в усадьбу Афанасия Афанасьевича - Воробьевку. По дороге остановились в Коренной пустыни. Здесь, прямо у памятника, символизирующего обретение иконы Божией Матери, встретили его автора - скульптора Вячеслава Клыкова. Вероника Александровна, узнав, какими монументами украсил он курскую землю, завела разговор, что хорошо бы наконец установить памятник и Афанасию Фету. Однако прав Клыков: памятник такой есть, вернее, его модель. Курский скульптор Игорь Минин еще много лет назад победил в серьезнейшем конкурсе проектов, но модель его так и остается в гипсе. На то, чтобы отпить памятник в металле, по прежнему нет средств. В Воробьевке тоже, увы, все без изменении. Та же небольшая комната-музей в сельской школе, та же заведующая - учительница русского языка и литературы Антонина Семеновна Яковлева. работающая здесь уже четверть века. Пока за ней ходили, роль экскурсовода взяла на себя уборщица Марья Васильевна, бойко рассказывая, кто изображен на музейных фотографиях. - Когда я сюда приехала в первый раз, меня охватило чувство трепета и потрясения, - говорит Вероника Александровна, - Во-первых, я была впервые в России, на родине своих предков, во-вторых - в усадьбе Афанасия Афанасьевича. Я очень благодарна тем, кто создал в школе музей поэта и бережно сохраняет его. Есть здесь и мой подарок - икона Божией Матери Курская- Коренная. Я привезла ее из Сан-Франциско, куда ездила на Пасху, и там увидела эту икону. Я подарила икону музею. Но грустно, конечно, что запущен парк, не восстановлены фонтан и оранжерея, пруд все более затягивается ряской (а ведь он был предназначен для купания, под водой даже полы дубовые). Хотелось бы, чтоб здесь был настоящий музей-усадьба и было бы в ней все, как при Афанасии Афанасьевиче. - Вероника Александровна, вы не пытались со своей стороны что-то предпринять для восстановления усадьбы? - В Америке я связалась с Фондом Гетти, который помогает в реставрации исторических памятников. И этот фонд был готов выделить 20 тысяч долларов на восстановление Воробьевки. Было это в 1992-93 годах. В Курске этим занимался ныне ушедший из жизни организатор Фетовских чтений Георгий Евгеньевич Голле. Не знаю, каков был официальный ответ руководства области, но помощь Фонда Гетти не была принята. - Кстати, только что участница конференции из С.-Петербурга Светлана Юрьевна Михайлова рассказала мне, как пыталась добиться восстановления усадьбы в Министерстве культуры московский фетовед Галина Асланова. Так ей в министерстве якобы ответили, что ни Воробьевка, ни сам Фет не представляют ценности. - С конкретными, деловыми предложениями приезжал к нам директор Яснополянского музея Владимир Ильич Толстой, - вступила в разговор подошедшая Антонина Семеновна Яковлева. - Он предлагал перевести школу в новое помещение, а дом Афанасия Афанасьевича полностью отдать под музей. Было это еще при губернаторе Руцком. Владимир Ильич хотел сделать Воробьевку филиалом Ясной Поляны, был готов вложить средства. Начать предлагал с благоустройства парка - восстановить ротонду, оранжерею, почистить пруд... При этом разговоре присутствовали представители областной администрации. Когда Толстому задали вопрос, как будет осуществляться финансирование - через область, район, он ответил, что деньги будут идти непосредственно на воробьевский счет, у нас он открыт. А потом предполагалось построить школу на 50 детей (сейчас их у нас 37). Владимир Ильич получил отказ - возможно, власти не устроила именно схема финансирования. Не далее как весной в Воробьевке, здесь в музее, побывал представитель нынешней областной администрации. Так он сразу отрезал: "О каком музее вы говорите? Нам не за что сеять". И краеведческий музей не согласился сделать Воробьевку своим филиалом, - завершила свой печальный рассказ Антонина Семеновна. Забегая вперед, скажу, что, вернувшись в Курск, я позвонила первому заместителю председателя областного комитета по культуре Виктору Алексеевичу Бурякову и поинтересовалась, есть ли у комитета какие-то планы относительно Воробьевки. "Министерство культуры готово к реставрации усадьбы как памятника федерального значения. - сказал Буряков, - чтоб устроить здесь музей по типу чеховского Мелихова, тургеневского Спасского Лутовинова... Но надо найти 3 млн. рублей, чтоб построить новую школу и перевести туда детой". Сомнительно, что дело только в финансах. Даже найдись они, наши чиновники сумеют увернуться, как уже не раз отказывались от денег, даже плывущих в руки. Не нужна им лишняя головная боль. И Фет не нужен. ... Веронику Александровну просят оставить запись в музейной книге почетных гостей. Она листает ее и удивленно вскрикивает. Оказывается, недавно здесь побывали несколько Шеншиных -из Франции, С.-Петербурга. Краснодара. И не все ей знакомы. Так Воробьевка помогла обрести ученой новых родственников. На прощание мы прогуливаемся по усадьбе, доходим до колодца, пруда и поляны. На всем - печать запустения, в последнее время даже школьники из Дворца пионеров приезжать перестали - они хоть как-то пытались облагообразить территорию. Зато "дикари" эти места не забывают, оставляя после себя, как обычно, погуляв на природе, груды мусора. И не удивлюсь, если всплывут в памяти Шеншиной горькие лермонтовские строки: "Прощай, немытая Россия"... Опубликовано: "Курская правда" (Курск) от 15.10.2003 Интересные факты о Фете1. В великом русском поэте нет ни капли русской крови. Происхождение – самое темное место его биографии. Мать поэта Шарлотта Фёт бросила мужа в Германии и бежала в Россию с отставным офицером Афанасием Шеншиным. К моменту их знакомства она уже была беременна. Через несколько лет кто-то донес властям о том, что ребенок якобы рожден незаконно. Отец увез его за границу и стал хлопотать о признании мальчика «сыном умершего асессора Фёта». Так поэт получил звучную фамилию, но лишился дворянского звания. 2. Всю жизнь у Фета была цель дослужиться до дворянства и вернуть утраченное положение в обществе. Но дворянином он стал лишь в 53 года, уже будучи одним из богатейших русских писателей. 3. В 29 лет офицер кирасирского полка Фет не женился на дочери бедного помещика, поскольку та была бесприданницей. 4. Возлюбленная Фета Мария Лазич погибла, нечаянно подпалив бальное платье спичкой. 5. В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. 6. За полчаса до смерти Фет продиктовал секретарше записку: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Затем он схватил стальной стилет, но секретарша бросилась вырывать его и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом, и вдруг, часто задышав, упал на стул. Наступил конец. Формально самоубийство не состоялось, но по характеру всего происшедшего это был заранее обдуманный суицид. Опубликовано: "ДДД", 2005 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Фетовские чтения - 2006 |
|