Первый автобус. Первый троллейбус. |
ПЕРВЫЙ АВТОБУСавтор: Игорь ПлаксинНа сегодняшний день автобус является, пожалуй, самым «народным» видом транспорта. Уже более века автобусы осуществляют перевозки пассажиров, они очень прочно вошли в нашу жизнь. Немецкий автобус NAG модели IB 2 В России автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 г. в Архангельске. В город был привезен автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя составляла 26 лошадиных сил. 11 ноября 1907 г. первый пассажирский автобусный маршрут был пущен в Санкт-Петербурге. В Москве автобусное движение было открыто 13 августа 1908 г. Провинция всегда отставала от стремительных темпов жизни столичных городов. И тем не менее … Знойным летним днем 7 июля 1912 г. жители Курска увидели необычную для улиц города технику — шурша резиновыми шинами по булыжной мостовой и оставляя за собой шлейф выхлопных газов под звук работающего мотора в город въезжал большой (по меркам того времени) автобус. Нельзя сказать, что куряне были сильно удивлены — с автомобильным транспортом они уже были знакомы. На военных маневрах летом 1902 г., проходивших под Курском и на которых присутствовал император Николай II, было задействовано 8 автомобилей (грузовые и легковые поровну); их скорость достигала 35 верст в час. В 1904 г. в Курске появился первый частный автомобиль; его счастливым обладателем стал А.Н. Говоруха-Отрок. А 10 сентября 1911 г. жители города увидели в Курске около 60 машин самых разных моделей — это был автопробег ПетербургСевастополь-Петербург. А с 18 сентября 1911 г. по городу стали курсировать несколько автомобилей, за проезд в которых брали по 50 копеек за версту. Но вернемся к нашему автобусу, вид и технические данные которого были весьма солидны. Вот что писала 8 июля 1912 г. газета «Курская быль»: «Вчера из Харькова прибыл в Курск 45-сильный автобус Я.И. Драпико. Для пассажиров 1-го и 2-го классов имеется 27 мест; верх его предназначен для помещения багажа. Автобус с 9 июля начнет курсировать между Фатежом и Курском по 2 раза в день. Минимальная его скорость — 25 в. в час, так что расстояние в 45 в. между Курском и Фатежом он будет проходить в 1, 1/2 часа вместо прежних 6 ч. на дилижансе». А через несколько номеров добавляла: «Со стороны губернского правления не встречается препятствий к движению между Курском и Фатежом и обратно автобуса Я.И. Драпико».* Стоимость билетов составляла от 1 руб. 25 коп. до 1 руб. 75 коп. в зависимости от класса. * Автор выражает благодарность Алексею Игоревичу Раздорскому, заведующему группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) за помощь в подготовке материала статьи. ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУСИ еще один вид «народного» транспорта, без которого нельзя представить современный Курск, отмечает в этом году свой юбилей. Курскому троллейбусу 40 лет! Маршрут № 1 . Фото Д. Смирнова. 1973 г. 18 августа 1972 г. в Курске было открыто троллейбусное движение — в этот день начал свою работу маршрут №1 «СХИ – Красная площадь». Начало троллейбусному движению в городе положили 25 машин ЗиУ-5 (модификации Д), получившие бортовые номера 01-25. ЗИУ-5 — это высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских перевозок; он производился с 1959 по 1972 гг. на заводе им. Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области. На момент своего появления он был воплощением самых передовых идей в троллейбусостроении — в его конструкции впервые в СССР были применены несущий кузов, автоматическая косвенная реостатно-контакторная система управления, разделение электрических цепей на высоко- и низковольтные части, многочисленные электрические устройства вместо ручных или пневматических аналогов предыдущих моделей. Особое внимание было уделено комфорту пассажиров и эргономике рабочего места водителя: широкий кузов позволял разместить двухрядные сиденья по обоим бортам и оставить между ними достаточно широкий проход; задняя накопительная площадка была очень просторной для размещения крупногабаритного багажа; широкие двери многократно ускорили процесс посадки-высадки; большая площадь остекления создавала удобства для внешнего обзора пассажиров и водителя. Однако к 1972 г. эта модификация троллейбуса стала устаревать, и на смену ему пришла модель ЗиУ-682. Вплоть до 1999 г. наше троллейбусное депо пополнялось их небольшими регулярными партиями (бортовые номера 26–222). Эти «работяги» и по сей день еще курсируют по улицам Курска. В 2000-х гг. город значительно обновил свой троллейбусный парк современными моделями этого вида транспорта. А тогда это событие имело большой резонанс в городе. Еще бы!Первый троллейбусный маршрут (до этого куряне об этом виде транспорта знали только понаслышке), масштаб мероприятия (стоимость троллейбусного комплекса составила 2 миллиона рублей, и это — без учета работ по прокладке дорог и благоустройству улиц; депо строилось с расчетом на перспективу – на 100 троллейбусов). Все это воспринималось с большим воодушевлением. Подготовка водителей первых курских троллейбусов проходила в Воронеже. Получив необходимые навыки, надо было закрепить их в условиях Курска – привыкнуть к маршруту, «обкатать» его. Поэтому какое-то время троллейбусы ходили без пассажиров. И вот наступил торжественный день. — Первый троллейбус отправить по маршруту!– раздается команда, и Валентина Набутова, специалист 1-го класса, занимает место в кабине. До этого она 18 лет водила трамвай, была награждена значком «За безаварийную работу». А пассажирами стали строители троллейбусного комплекса – им предоставили право совершить первый почетный рейс. (Опубликовано: Открытый музей. Курский альманах истории и культуры №1, 2012 г.) Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 06.06.2014 г. |
|