100 летие Курского краеведческого музея |
ПО ВЕЛЕНИЮ ГОСУДАРЯавтор: Л.А.КУЗНЕЦОВАМузей был учрежден 6 мая (23 апреля по старому стилю) 1903 года при губернской ученой архивной комиссии. Император Николай II дал распоряжение выделить на обустройство музея 10 тысяч рублей и свое согласие на наименование музея: "Курский историко-археологический и кустарный музей в память посещения Его Императорским Величеством Николаем Александровичем города Курска в 1902 году". Такой чести не был удостоин ни один провинциальный музей! Под свое покровительство музей взял Великий Князь Михаил. Много сил и энергии отдали делу становления музея его первый директор Николай Иванович Златоверховников (на снимке). Инициатором учреждения музея в Курске стал губернатор Николай Николаевич Гордеев, который подарил музею много экспонатов, в том числе и закупленные на кустарных выставках. Музей создавался пожертвованиями частных лиц. Меценатами музея и губернской архивной комиссии стали известные в стране и губернии люди. Среди них - граф С.Д. Шереметев, князья П.Н. Волконский, А.И. Барятинский, Н.В. Голицын, княжна Н.В. Голицына, губернатор Николай Николаевич Гордеев и его супруга Валентина Сергеевна, дворянин Р.Л. Марков из Щигров, курские купцы братья Новосильцевы, епископ Курский и Белгородский Лаврентий и другие духовные лица. Около 400 лиц, более 20 учреждений и обществ с 1903 по 1913 годы пожертвовали в музей свыше 12 тысяч музейных предметов. А самое главное, музей - не только основное хранилище движимых памятников истории и культуры Курского края, но и центр научно-просветительской и образовательной работы. Используются разнообразные формы и методы: экскурсии, лекции, краеведческие чтения и научные конференции, литературно-музыкальные вечера и утренники, викторины, познавательные игры с дошкольниками и младшими школьниками, передвижные выставки, студенческая практика. МУЗЕЙ ПЕРЕЖИЛ ТРИ ВОЙНЫПервые экспонаты 1902 -1903 гг. Куряне могут по праву гордиться своим музеем, пережившим три войны: Первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную. Причем в 1914-1915 годах была предпринята попытка создать новый музей -памяти героев второй Отечественной войны (так поначалу называли Первую мировую войну). В годы гражданской был открыт уникальный музей искусств, экспонаты которого составляют сейчас гордость коллекции краеведческого музея и картинной галереи. Музею пришлось несколько раз менять помещения. После пожара экспонаты перевезли в бывший городской банк (все знают это здание как Дом учителя), затем - в церковь Троицкого женского монастыря и только в 1926 году - в нынешнее здание. В годы военного лихолетья и оккупации музей выстоял, уцелела его коллекция, несмотря на то, что директора П.Н. Черменского и двух сотрудников пытались расстрелять по подозрению в подаче из окон второго этажа световых сигналов советским летчикам. В освобожденном Курске музейные работники сразу же начали восстанавливать музей и организовали сбор экспонатов для экспозиции об Отечественной войне. СТАЛО ДЕЛОМ ЖИЗНЭкскурсии в 30-е годы Традиции первых устроителей музея продолжили в 1930-1960 годы сотрудники В.И. Самсонов и М.Н. Матвиенко, директор В.И. Бушуев, в 1950-1980 годы - Л.Я. Пономарева, Л.В. Струкова, З.В. Агибалова, Н.А. Зайчик и многие другие. По словам бывшего директора музея Ларисы Владимировны Струковой, Курский музей занимал в стране ведущие места, наряду с Эрмитажем и Историческим музеем в Москве. Ее особой гордостью является музейная диорама "Курская битва", которую создали художники студии им. Грекова. Своим упорством и обаянием Лариса Владимировна сумела тронуть сердца суровых военных чиновников и доставить в музей танк Т-34, сразу же со съемок фильма "Освобождение". Она организовала и перевозку старинной мельницы, и трактора "Универсал" из Рыльского музея. При ней несколько раз перестраивались музейные экспозиции. В трудовой книжке Лидии Яковлевны Пономаревой лишь одна запись - о работе в , музее. Более чем за 40 лет прошла путь от экскурсовода до главного хранителя музейных фондов. Всегда спокойная, деликатно-вежливая, Лидия Яковлевна помогала нам в постижении тайн музейного дела. Сейчас обе на пенсии, но всегда живо интересуются музейными событиями. МУЗЕЙНАЯ РАБОТА НЕ ТЕРПИТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙТакой вывод я для себя сделала, отдав музейной работе 27 лет своей жизни. Правда, одни приходили, поработав год-два - уходили, их лица даже не вспоминаются. Но немало и тех, кто связал всю свою жизнь с музеем. Сейчас таких сотрудников осталось немного: заместитель директора Валентина Александровна Жабина, заведующие отделами Людмила Васильевна Тишина, Антонина Алексеевна Шемякова, Евгения Дмитриевна Спасская, Надежда Дмитриевна Дружинина - главный хранитель музея. Через много лет возвратились в музей опытные сотрудники Галина Николаевна Бампи и Елена Леонидовна Алферова. Солидный стаж у бухгалтера Надежды Васильевны Маслюки Татьяны Ивановны Короткой, заместителя директора по АХЧ. Гордость коллектива - Виктор Исаевич Склярук - страстный собиратель музейных экспонатов, которому в 2002 году присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации". И особенно радует, что нам, ветеранам, на смену пришли тоже неравнодушные люди, выдержавшие все тяготы невыплаты зарплаты и малоденежья, но сохранившие в себе лучшие человеческие качества и преданность музейному делу: Людмила Грушевская, Лариса Федорова, Галина Старикова, две Татьяны - Брусьянина и Коробецкая, три Ирины - Лоташова, Трубинова и Гребенникова, две Любови - Сальникова и Мо-тыленко, пять Елен - Буланова, Толмачева, Конева, Косинова, Докудина, две Натальи -Волобуева и Мягченко, Владимир Головенков и Валентин Малютин, кандидат биологических наук Дмитрий Татаренко и кандидат исторических наук Андрей Быканов. Музей трудно представить без наших музейных служителей и работников других вспомогательных служб, несущих свою нелегкую вахту. Вот уже больше десяти лет возглавляет коллектив музея кандидат исторических наук, полковник в отставке Виталий Левченко, который за эти годы скрупулезно вник во все тонкости музейной работы, ввел отдел учета фондов и информатики. Наш музей достойно представлял свои выставки в Башкортостане, Польше, Германии - в городах Шпайере и Виттене. В 2002 году по инициативе Виталия Васильевича заключено соглашение о сотрудничестве между тремя музеями: Курска (Россия), Гомеля (Белоруссия) и Сум (Украина). Сегодня у Курского краеведческого музея 13 филиалов в районах области. Сделано это благодаря заинтересованному вниманию председателя комитета по культуре Валерия Рудского. По его инициативе впервые за много лет музейные работники совершили замечательную поездку в музеи Владимира и Суздаля! Вот где нас посетила "белая зависть" к условиям, в которых работают наши коллеги! Настанет время, и в Курске будут строить не только супермаркеты, но и возведут лучшее здание в центре города - новый музей. Ведь это поистине главная визитная карточка города! В ПОИСКАХ "ЛЕГЕНД""Дворянская экспозиция" Изучая документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, удалось составить список лиц, благодаря которым музеи был создан. Список оказался внушительным . Около 400 частных лиц и более 20 учреждений и обществ в периоде 1903 по 1913 год пожертвовали в музей свыше 12 тысяч музейных предметов: книги, монеты, награды, кресты, иконы, изделия из серебра, посуду, одежду, кустарные изделия и прочее. К большому сожалению современных музейных сотрудников, не сохранились первые книги поступлений многочисленных дореволюционных экспонатов и неизвестна их "легенда". Однако благодаря архивным поискам некоторые страницы истории поступления музейных предметов удалось раскрыть. ПЕРВЫЕ ЭКСПОНАТЫСтаринная мебель является украшением нынешней экспозиции музея. Как свидетельствуют документы архива Курской области, мебель в 1904 году специально для Курского историко-археологического и кустарного музея была заказана в императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в городе Москве. Оказалось, что свечной ящик с резным орнаментом - копия свечного ящика конца XVII века из Белых Палат города Ростова Ярославской губернии -дело рук столяра Нила Афанасьева. Он же сделал большие скамьи с вращающейся прорезной спинкой и резной буфет. Кроме того, в художественно-промышленном музее имени Императора Александра II при Строгановском художественно-промышленном училище закупили для Курского музея вещи и книги (издания музея и училища) на сумму 375 рублей. Среди них: медная ендова, купленная за 4 рубля, деревянная ендова- за 7, слуховое окно -20; 2 наличника оконных -20; 2 арки резные -10 рублей. Сейчас эти предметы находятся в музейной экспозиции, а также 6 досок резных, донца, шелковый платок с серебряным узором и другие предметы, которые хранятся в фондах музея. В 1918-20-е годы коллекция музея пополнялась из собраний частных лиц, а также через реквизиционную комиссию города Курска. В это время в музее появились экспонаты, и поныне составляющие его сокровищницу - картины, мраморная скульптура из дворца князей Барятинских в Марьино, мебель, картины, фарфор, бронза из дворца Нелидовых в Мокве, из дворца Ребиндера в Шебекино, нумизматические коллекции и коллекции серебра, фарфора и хрусталя из усадеб Кандаурова, Данзаса, Логовского и других. Количество музейных ценностей в Курском музее возросло сразу почти в 10 раз. Фонды музея уникальны. В настоящее время в них около 170 тысяч предметов. Они распределяются по следующим отделам хранения: редкой книги (рукописные и старопечатные, редкие иллюстрированные издания XVIII-XIX веков на иностранных языках, энциклопедии и справочники, иллюстрированные книги гражданской печати по различным отраслям культуры и истории, книги по истории края); фотодокументального фонда (печатные документы ХУШ-Х1Х веков, курские почтовые карточки, фототека "Старый Курск", семейные архивы и другие). Большая коллекция драгоценных и черных металлов, дерева, иконописи, живописи, графики, скульптуры, тканей (этнографическая коллекция образцов крестьянского костюма Курской губернии, церковное золотое шитье и пр.), нумизматики, фарфора и фаянса, стекла и керамики , плакатов и афиш и других. Многие музейные шедевры будут представлены на юбилейной выставке. ВОИНСКИЙ ДАРПередал в музей командир 1-й батареи 68 артиллерийской бригады Мартынов. В сопроводительном письме он написал: "При сем представляю: медные кресты и иконки, принесенные новобранцами из разных губерний, прибывшими на укомплектование вверенной мне батареи в разное время за прошлые годы. Может быть, они представят какой-либо интерес для музея: крестов большой величины - 3, средней - 2, малой - 3. Иконок-складней средней величины - 6, малой - 7. Всего: 21 предмет". ВПЕЧАТЛЯЮТ ДАРЫ КОБЫЛИНАИзвестный краевед Анатолий Николаевич Кобылий после отъезда Н.Н. Гордеева из Курска возглавил губернскую ученую архивную комиссию. Для музея он купил наличные средства много ценных экспонатов, составляющих раритет сегодняшнего музея. Будучи в Ярославле, он купил у антиквара Дубровина для музея дубовый ларец-подголовник, обитый железом, с наложенными на слюде наугольниками XVII века, 3 ковша из красной меди по образцу XVI-XVII веков. В Москве у антиквара Большакова приобрел для музея братину "уткой" (круговая чаша), писанную масляной краской из Архангельской губернии по образцу XVI-XVII веков, у антиквара Иванова Петра Марковича - выдолбленный ковш с резной ручкой по образцу XVI-XVII веков. Из Сергиева-Посада Анатолий Николаевич привез в музей предметы, сделанные по образцу XVI-XVI I веков: резную солонку из морской липы, маленький деревянный ковш, выдолбленный из морской липы, деревянную солонку "уткою", а также "деревянный со столбиками стенной шкафчик с 2-мя отделениями и украшенный золотом и красками ". Среди его даров и резная доска XVII века для оттиска верхней части свадебного пряника (пирога) с каймой в древнерусском стиле. По центру - изображения фигур, утвари и прочего к свадебному пиру. Именно этот пряник привлек внимание Николая II, когда 9 декабря 1912 года депутация от Курской губернской ученой архивной комиссии была принята им в Ливадийском дворце в Крыму. Куряне вручили ему и памятный адрес в папке из белой кожи, первый выпуск "Трудов комиссии". Анатолий Николаевич с гордостью показал императору фотографические снимки отделов Курского музея. Государь задавал вопросы о помещении, занимаемом музеем, о количестве отделов, о характере предметов, входящих в коллекцию музея, а также "изволил обратить внимание на фотографический снимок пряничной доски, находящейся в музее". Музейную экспозицию также украшает сейчас портрет Петра Великого - одна из копий с оригинала художника Моора. Это тоже дар А.Н. Кобылина. В ПАМЯТЬ О ЦАРЕ АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИЧЕОказалось, что редчайший музейный экспонат - рукописную книгу " Уложение царя Алексея Михайловича" подарил музею земский начальник Щигровского уезда Александр Николаевич Емельянов 1 июля 1903 года. В дарственном письме указано, что это "Уложение", вероятно, написано канцеляристом канцелярии Московского генерал-губернатора Степаном Антиповым в 1732 году, о чем свидетельствует надпись в конце книги. Всего же А. Н. Емельянов передал в дар музею 34 книги. Подробности о портрете царя Алексея Михайловича из музейной экспозиции стало известно из письма от 16 ноября 1904 года, написанного Дмитрием Николаевичем Арцыбашевым: "Получите 4 портрета: царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, императрицы Александры Федоровны и малого размера портрет императора Александра I ". "ЛИЛ СЕЙ КОЛОКОЛ ФЕДОР МОТОРИН..."Эти слова литыми буквами запечатлены по краю нескольких фрагментов колокола, чудом уцелевшего в годы гонения на церковь в 1920-30-е годы. Мастер - сын знаменитого Ивана Моторина, отлившего Царь-колокол для собора Кремля. Медный колокол - дар Курскому Знаменскому монастырю в 1686 году. В 1860 году из-за трещины колокол был снят с колокольни и поставлен в северо-восточной стороне ограды Знаменского монастыря на пьедестал. Высота колокола -1,5 аршина, диаметр ниже его края -тоже 1,5 аршина. Верхняя часть его была окаймлена в два ряда литыми изображениями: херувимским ликом и гирляндой трав; в нижней кайме помещено изображение голгофского креста с тростью и копьем на пьедестале, представляющем возвышенность Голгофы. Над крестом слова: " Царь славы ". Между обеими каймами выбита надпись прекрасной древней вязью: "Сей колокол пожаловали в Курский Богородицкий Знаменский монастырь великие государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна София Алексеевна, всея Великие Малые и Белые России самодержцы того ж монастыря при архимандрите Самсоне. Весом 57 пудов 24 фунталета 1797 году". Курский помещик М.Н. Пузанов оставил такой отзыв: "Слышимый нами ежедневно колокол и далее всех бывает слышен. В нем находится очень много серебра". Конечно же, хочется, чтобы каждый музейный экспонат наконец- то обрел свою легенду. Так будем надеяться, что со временем они раскроют нам свои "тайны"... Еженедельник "Курск" от 7 мая 2003 г. Людмила КУЗНЕЦОВА, главный специалист Курского краеведческого музея, кандидат исторических наук. Фото Галины Бобраковой. Ваш комментарий: |
Читайте новости Еще можно посмотреть: Фотографии старого Курска |
|