ПОЧЕТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩНИК АКАДЕМИИ |
автор: Т. АНТИПЕНКО4 октября, как раз в период проведения областного праздника русской культуры, исполняется 170 лет(статья 2010 г) со дня рождения нашего земляка, основоположника историко-бытового жанра в русской живописи Вячеслава Григорьевича Шварца, и завтра в картинной галерее имени А. Дейнеки открывается выставка под названием "Наследие семьи Шварц".
Семья эта заслуживает самого почтительного внимания. Ее глава, Григорий Ефимович Шварц, происходил из скандинавского рода, пришедшего на русскую службу. Военный, участник войны 1812 года, он оказался большим любителем искусства и собрал коллекцию очень хороших произведений западно-европейской школы XVII-XVIII веков. Одна из работ, "Рыбный рынок в Амстердаме" Эммануэля де Витте, находится сейчас в собрании музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Коллекционерами были и двоюродный брат Григория Ефимовича Владимир Максимович Шварц, и сыновья, Вячеслав (старший ) и Евгений. Кстати, именно как владелец крупных коллекций Евгений Григорьевич был избран действительным членом императорской Академии художеств, в то время как Вячеслав Григорьевич, признанный живописец, довольствовался в ней званием почетного вольного общника. Шварцы владели имением в селе Белый Колодезь Щигровского уезда (теперь это Колпнинский район Орловской области) и фамильным домом в Курске. Дом, в котором в 1838 году родился будущий художник, предполагается, стоял на месте нынешней 18-й школы на улице Ртищевской, ныне Советской. Не случайно в школе, где стараниями известного коллекционера и мецената Виктора Истомина установлен бюст художника работы скульптора Святослава Третьякова, особый интерес к жизни и творчеству Шварца. Вячеслав Григорьевич был образованнейшим человеком. Он окончил Царскосельский лицей, учился в Петербургском университете на факультете восточных языков и одновременно посещал Академию художеств. Он служил чиновником кавказского комитета и как достойный представитель своего рода занимался общественной деятельностью: был комиссаром на выставке в Париже, избирался предводителем уездного дворянства. Как художник Шварц стал первооткрывателем многих тем и сюжетов в русской исторической живописи, предтечей Сурикова, Репина, Васнецова... Оценен был при жизни и не забыт позже. Он обладатель Большой и Малой серебряных медалей Академии художеств, его произведения находятся в постоянных экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, провинциальных собраниях. Другое дело, что наследие художника не очень велико, Вячеслав Григорьевич прожил всего 31 год и успел написать немного. Наиболее известны его исторические полотна "Иоанн Грозный у тела убитого им сына", "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче", "Вешний царский поезд на богомолье", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме", "Иностранные посланники в посольском приказе", иллюстрации к лермонтовской "Песне про купца Калашникова", повести Алексея Толстого "Князь Серебряный". В собрании Курской картинной галереи хранится самый большой пласт его наследия: 49 работ, из них 42 живописных. Правда, здесь нет ни одной известной исторической картины Шварца. Курское собрание - это как бы домашний архив этюдов, написанных художником с натуры - на пленэре и в академической мастерской, плюс историческая композиция "Самсон и Да-лила". На многих портретных этюдах запечатлены крестьяне из Белого Колодезя, с которых впоследствии художник писал своих героев: патриарха Никона, Ивана Грозного, боярина для "Вербного воскресенья"... - Ценность этой коллекции неизмерима, - говорит автор выставочной экспозиции кандидат искусствоведения Марина Тарасова. - Глядя на работы разных лет, мы можем видеть, как эволюционирует и трансформируется манера художника, как становится тверже его творческий почерк, как от робко рисующего и плохо раскрашивающего он становится смелым и очень фактурным живописцем. Эти произведения непосредственно самого Вячеслава Григорьевича Шварца и будут в первую очередь представлены на его юбилейной выставке. Кроме того, в экспозицию войдут разнообразные документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, а их здесь немало: детские письма, рисунки, тетради Вячеслава, его похвальный лист из лицея и свидетельство императорской Академии художеств, письма разных представителей славной фамилии. Наконец, будут выставлены произведения западно-европейской живописи, собранные двумя поколениями семьи Шварц, фамильные портреты и работы художников, вхожих в семью. Ныне это наследие, помимо картинной галереи, хранится и в областном краеведческом музее. - Те коллекции, - продолжает Марина Тарасова, - которые волей судьбы оказались в разных собраниях Курской области, позволяют показать зрителям замечательную историю жизни отдаленной усадьбы Курской губернии, дворянского русского семейства, где тяготели к изящным искусствам, литературе, образованности, принимали действенное участие в жизни страны и оставили след в русской истории. К юбилею Вячеслава Григорьевича мы собираемся также организовать цикл общедоступных лекций о русской исторической живописи. Если же провести экскурсию по местам, связанным с жизнью Шварца, то маршрут будет печальный. Давно нет ни дома, где родился будущий живописец, ни Флоровской церкви, в которой его крестили. Неузнаваемо перестроен дом курского губернатора Жедринского - в нем Шварц умер в 1869 году. Художник похоронен в Белом Колодезе в усыпальнице церкви, выстроенной его братом. После 1917 года церковь превратили в клуб и столовую саркофаги с останками усопших убрали, и неизвестно, где нашли они последний приют Но с недавних пор, по счастью, появилась возможность поклониться памяти художника; на месте его предполагаемого захоронения меценат Виктор Истомин установил поклонный крест. Но не хотелось бы завершать рассказ на грустной ноте. Предстоящая выставка - результат той работы, которая ведется вокруг имени Вячеслава Шварца и его рода. - Самым трудным было определить принадлежность того или иного произведения из собрания картинной галереи к коллекции семьи Шварц, - Марина Тарасова не первый год изучает наследие этого рода. - Большая часть работ попала к нам в 1935 году из краеведческого музея. И тут большим подспорьем стала сохранившаяся музейная инвентарная книга 1927 года, Там в графе "владелец" мы, бывало, находили точное обозначение: "семья Шварц". Судьбы некоторых произведений просто удивительны. Например, впервые мы выставляем картину итальянского художника второй половины XIX века "Пилигрим". Вначале, когда делили реквизированную коллекцию семьи, она попала в музей. Но оттуда исчезла, и вдруг - в конце 40-х годов ее подарила галерее жительница Курска. Будут представлены еще несколько отреставрированных картин, которые не выставлялись практически никогда К 170-летнему юбилею нашего земляка картинная галерея выпустила книгу "Наследие семьи Шварц", в которой публикуются каталоги семейного собрания и непосредственно произведений Вячеслава Григорьевича, находящихся в галерейной коллекции, здесь же дается ее характеристика. Представлены также статьи об усадьбе Шварц и собрании архивных документов. Первой и до сих пор самой серьезной монографией о творчестве Вячеслава Шварца была книга искусствоведа Аллы Верещагиной "Вячеслав Шварц. 1833-1869", изданная в 1957 году. Однако автор не видела некоторых работ художника, хранящихся в нашей картинной галерее, и потому они не стали предметом ее исследования. Публикация же курской книги и каталога позволит познакомиться еще с несколькими работами Вячеслава Григорьевича, которые считались утраченными: это два пейзажных этюда и мужской портрет, приписываемый кисти Шварца. Возможно, он окажется портретом его отца. Кроме того., в процессе изучения галерейной коллекции уточнены датировки некоторых работ художника. Так что празднование его юбилея обещает любителям изящных искусств немало сюрпризов. Материал опубликован в газете "Курская правда" (Курск) от 02.10.2010 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата создания: 2.10.2008 См. еще: ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ КУРСКОЙ: ШВАРЦ Вячеслав Григорьевич |
|